Японский меч.

Типы мечей.

 Самые первые японские мечи были прямыми по форме, заточенными только с одной стороны, имели длину примерно от 60 до 120 см и были предназначены в первую очередь для колющих ударов. затем какое-то время мечи делали прямыми и заточенными с обеих сторон. Они имели рукоять и чашку для защиты руки и по длине могли соперничать с копьем. А в 9 веке получил распространение тип меча, считающийся стандартным уже на протяжении 11 столетий: изогнутое лезвие, широкое и утолщенное с вогнутой стороны, предназначенное для нанесения в первую очередь рубящих ударов.

 Появление новых типов мечей напрямую зависело от манеры ведения боя. Когда главной действующей силой армии стала конница, появился и изогнутый меч, так как он лучше всего подходил для нанесения рубящих ударов сверху вниз. Экспериментировали не только с формой, но и с длиной лезвия. Первоначально длина лезвия составляла 120 см и более. Однако большие мечи оказались достаточно тяжелыми и замедляли движения воина. Постепенно длина лезвия сократилась до более привычных 90 см. Изменилась и форма лезвия. Суживающийся к острому концу клинок (для колющих ударов) уступил место чуть более широкому, предназначенному для нанесения рубящих ударов.

 С изменнением характера боевых действий по-другому стали носить меч и доставать его из ножен.Всадники и пешие воины носили меч острием вниз. Всадник, доставая меч, привязаный в поясу или седлу, должен был чуть приподнять его и отводить в сторону, чтобы не поранить лошадь. Пеший воин должен был достать меч из ножен и пронести его над головой. На все эти действия уходило драгоценное время.

 Всадники и пешие воины носили меч острием вниз. Всадник должен был доставать меч, привязанный к поясу или седлу, чуть приподнимая и отводя в сторону, чтобы не задеть лошадь. Пеший воин должен был достать меч из ножен и пронести его над головой. На все эти действия уходило драгоценное время.

 Начиная с 15 века, воины,особенно пешие, стали отказываться от ножен. Меч просовывали сквозь пояс с левой стороны острием вверх. Японские фехтовальщики почти все без исключения были правшами. Некоторые исследователи полагают, что именно потому, что почти все конные и пешие самураи были правшами, на японских дорогах и улицах сегодня существует левостороннее движение. Ибо профессиональный воин, который обязан был быть готовым в любой момент отразить нападение или напасть самому, более всего желал, чтобы на узкой улочке с правой стороны, то есть со стороны руки, в которой он держит оружие, ему не мешали бы ни забор, ни дом, ни что-либо еще, и чтобы никто не смог атаковать с левой, незащищенной стороны.
компоненты меча части меча

Как делался меч.

Первые японские мечи представляли собой закаленные железные пластины в форме лезвий. Однако вскоре на смену мягкому металлу пришла сталь. Идеальный меч должен был сочетать в себе упругость железа с твердостью стали, особенно на "рабочей" кромке. Именно к этому идеалу стремились мастера-оружейники. Превосходство японского меча над остальными обусловлено, в первую очередь, техникой выделки, а не используемыми материалами. Не существует подробных описаний методов и технологий древних мастеров: каждый кузнец ревниво оберегал секреты своего искусства. Особенно это касалось процесса закаливания, который считается главным в создании меча.Сегодняшние мастера пользуются исключительно старыми инструментами: наковальня, молотки, колотушки, зубила, скребки, полировальные камни - все сделано по традиционным образцам.

Кузнецы получают сырье в стальных чушках, весом примерно два - два с половиной килограмма и выплавленных в форме кулака. Железо извлекают с помощью магнита из металлосодержащей породы - черного песка с окисью железа, который берут с берегов определенных рек и ручьев. Затем железо плавят, причем для подержания огня используется древесный уголь, который устраняет кислород и добавляет в металл углерод. Так железо превращается в сталь. Все остальное зависит от кузнеца.

Путь от стальных заготовок к первоклассному мечу пролегает через многократные ковки, закаливания и перегибания. Именно перегибание является отличительной особенностью японского меча и в значительной степени определяет его особые качества. Перед тем, как металлические чушки станут лезвием меча, их сначала превратят в тонкие квадратные листы, а потом будут перегибать от 15 до 20 раз, иногда поперек, иногда вдоль будущего лезвия. Лист стали перегибают практически пополам. Затем куски вновь нагревают и обрабатывают, постепенно придавая им форму меча. В результате получается многослойная структура: при 15 перегибах в пластине оказывалось около 32 000 слоев.

рис. 4

Японский метод изготовления меча предполагает соединение в конечном продукте двух типов стали. Многократно сложенный материал является внешней оболочкой лезвия, которая после ковки превращается из формы U в форму V, причем сердцевина из мягкой стали как раз находится между "крыльями" этой V. Таким образом, острый конец V становится кромкой меча, стороны - внешней поверхностью лезвия, а "наполнитель" из мягкой стали - центральной и задней, более тяжелой частью. В результате в японском мече присутствуют и острая твердая сталь, из которй сделана острая рубящая кромка, и более мягкий и упругий материал, предохраняющий меч от ломки.

Разным участкам лезвия требуется разное нагревание и охлаждение, чтобы обеспечить максимум твердости кромке и упругости "основы", причем в нужных зонах и необходимых пропорциях. Пластина аккуратно покрывается глиняной смесью, причем на заднюю ее часть кладется более толстый слой глины, а на кромку - более тонкий. Таким образом, задняя и центральная части меча не накаляются так сильно, как кромка, когда заготовку помещают в огонь. Поэтому кромка и становится тверже. Получающаяся неравномерность твердости сали делает возможным и создание декоративного рисунка. Так называемый "хамон" (см. рисунок выше), узор самых разных форм и оттенков, идет от рукояти к самому кончику лезвия. Затем идет еще один важный этап. Инструменты в даном случае бессильны, результат здесь целиком зависит от знаний и опыта мастера. Глина, покрывающая лезвие, высушивается. Кузнец помещает облепленный глиной меч в печь. Только по цвету раскалившегося лезвия мастер определяет, что нужная темперетура достигнута, тогда он достает меч и опускает в кадку с водой. Это самый решающий этап в процессе создания меча, требующий от мастера высочайшего умения и в буквальном смысле физического и духовного единения со своим творением.

Кузнец берет заготовки, расплющивает их на тонкие листы, которые затем разбивает на мелкие кусочки.

Кузнец берет заготовки, раскаляет их, а затем обрабатывет молотом до тех пор, пока они не составят одну сплошную полосу.

Затем он вновь расплющивает готовую полосу, чтобы еще раз согнуть ее, теперь уже вдоль.

рис. 1
Сталь пергибают несколько раз, после чего ее делят на три части. Затем четыре стальные заготовки, каждая из которых выкована отдельно, соединяют и вновь обрабатывают молотом, сгибая 6 или более раз. Так получают каваганэ. рис. 2
Кузнец придает каваганэ U-образную форму, и опять раскаляет полосу, периодически обрабатывая ее молотом, пока сталь не достигнет нужной кондиции. рис. 3

(по материалам книги У. Л. Кинга "Дзэн и путь меча")

главная
статьи
джиу-джитсу
ушу
фехтование
Hosted by uCoz