Китайские народные картины, ч. 1 Китайские народные картины конца 19 - начала 20 века четко делятся на два типа. Один из них по-китайски называется мачжи - буквально "бумага для жертвоприношений", другой - няньхуа - "новогодние картины". Мачжи представляют собой черно-белые гравюры с изображением различных божеств, обычно без раскраски. Такие изображения печатались, как правило, на дешевой желтоватой бумаге и предназначались для сожжения во время жертвоприношений различным божествам.

Иное дело няньхуа - новогодние картины; они изготовлялись тщательно и отличались яркой раскраской. В большинстве своем это - гравюры на отдельных листах малого (50х30 см) или большого (105х55 см) размера. Для чайных и других общественных зданий иногда изготавливали огромные картины длиной 3 и высотой 2 метра. Встречались и квадратные лубки-скатерти из бумаги, которые было принято стелить на праздничный новогодний стол.
Подавляющее большинство новогодних картин представляет собой гравюру на дереве. Иногда среди печатных лубков, изготовленных на севере, попадались лубки, целиком рисованные.

Китайские народные картины - особый вид фольклора, который называют в науке пассивно-коллективным творчеством. Все эти картины жили, как правило, один год - их никто не собирал и не хранил. Бедняки покупали их за несколько медяков перед Новым Годом и наклеивали взамен старых в разных местах своего жилища: на воротах, дверях комнат, на стенах, на потолке, возле окон, на шкафчиках и буфетах.
Над очагом обычно вешали лубок с изображением бога очага Цзао-вана и его супруги, в верхней части помещался лунный календарь. Особые лубки небольшого размера вешались в конюшне или хлеву - они должны были оберегать скот от мора.

Тематический диапазон китайских народных картин чрезвычайно широк. Кроме бумажных икон, предназначенных для сжигания, можно выделить в качестве самостоятельного типа картины со сценами из спектаклей традиционного театра.
Остальные картины можно разделить на лубки с изображением персонажей народного пантеона, символико-благопожелательные картины, лубки на сюжеты старинных преданий и легенд, средневековых романов, жанровый или бытовой лубок, к которому примыкают картины с изображениями современных художнику событий, включая народные восстания и войны с иноземными агрессорами. Отдельно следует назвать пейзажный лубок, виды различных городов, напоминающие план или карту, календари.

Технологическая схема изготовления няньхуа была следующей - художник делал рисунок тушью на бумаге, затем рисунок разносился на доски, каждая из которых резалась для определенной краски по обычаю данной мастерской.
Здесь следует упомянуть термин фэньбэнь - "нанесенная мелом основа" - так называется техника первоначальной прорисовки картины мелом на бумаге в классической китайской живописи, что позволяло вносить изменения в композицию до работы тушью и акварелью. Отпечаток контура тоже назывался фэньбэнь, и в некоторых мастерских собственно печать на этом заканчивалась - далее следовала ручная раскраска. В некоторых мастерских лубок печатался с нескольких досок в основных цветах и только затем подкрашивался.

До появления привозных японских и европейских химических красок каждая печатня сама изготовляла краски. По количеству чанов с красками даже судили о богатстве и процветании печатни.

Мастера-печатники делили краски на "жесткие" (ин) - ярко-красная, темно-зеленая, темно-синяя, черная и фиолетовая - и "мягкие" (жуань) - светло-зеленая, желтая, голубая, розовая. Существовали специальные правила сочетания "твердых" и "мягких" цветов - не рекомендовалось, например, соседство ярко-зеленого и темно-синего или ярко-красного: между ними должен был быть какой-нибудь из мякгих цветов. Для домов, где соблюдался траур по родителям, изготовлялись лубки, основными тонами которых были черный и синий.

Надписи на китайских картинах бывают и краткими, и весьма пространными, иногда занимают едва ли не все свободное от рисунка пространство. Нередко на них помещались тексты народных песен, на няньхуа - даже сказов, поющихся под барабан.
Особенностью многих лубочных картин является указание имени изображенного героя рядом с его фигурой.

В няньхуа немало таких, где изображения животных и растений имеют символический смысл. То, что народные картины в Китае печатались к Новому Году, определяло и их благопожелательную символику. На лубках встречаются символы как графические, так и зашифрованные, ребусообразные, основанные на одинаковом или сходном звучании различных слов-омонимов.

ваза с тремя копьями пятнистый олень на треножнике луковицы, лилии и хурма
парус под попутным ветром ваза, собирающая богатства ваза с павлиньим пером
сорока на сливе мэй лимон, персик и гранат иероглифы
два персика тыква-горлянка единорог, исторгающий книгу

По материалам книги "Редкие китайские народные картины из советских собраний",Л.,1991.

главная
статьи
джиу-джитсу
ушу
фехтование
Hosted by uCoz